Торговый дом РАДУГА
Пейнтбол клуб Снайпер

ТХЭКВАНДО в СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТХЭКВОНДО в Смоленской области
ПХУМСЕ
ИНФОРМАЦИЮ  НА ДВД  С ПХУМСЕ СПРАШИВАЙТЕ У ТРЕНЕРА.

Общая характеристика пхумсэ

На всем протяжении исторического развития тхэквондо многократное повторение технических действий было основным методом обучения, позволяющим закрепить технику в памяти, объединяя тело и психику ученика.

Пхумсэ тхэквондо – это строго регламентированные упражнения, представляющие собой комбинации приемов защиты и нападения (пхумсэ доньчжак), выполняемые по определенным траекториям (пхумсэ сон) и в точно установленной последовательности и имитирующие реальный бой за жизнь с несколькими соперниками, из которого выполняющий пхумсэ выходит победителем.

Пхумсэ является универсальным методом специализированной подготовки и может рассматриваться как средство обучения и дальнейшего совершенствования техники тхэквондо, средство физической и психологической подготовки, средство экспертной оценки подготовленности ученика, а также как вид соревновательной деятельности.

Пхумсе по праву можно отнести к средствам интегрального саморазвития личности, так как добиться максимального проявления физических и технических качеств можно только при вхождении в определенное психоэмоциональное состояние.

При изучении пхумсэ необходимо соблюдать основные требования:

 

1. Техника взгляда (сисон).

Во время выполнения пхумсэ необходимо наблюдать за воображаемым противником, при этом взгляд должен выражать решимость, показывать, что боец находится в состоянии максимальной психической мобилизованности – чжунсим.

2. Контроль за центром равновесия.

Потеря равновесия при выполнении пхумсэ отождествляется с потерей боеспособности и невозможностью эффективно применить технику тхэквондо адекватно возникшей боевой ситуации.

 

3. Контроль за распределением мощности усилий.

В каждом пхумсэ распределение мощности усилий при выполнении атакующих и защитных движений определяется «сценарием» пхумсэ, преследующим определенные учебные цели и основанном на принципах «мусуль» – искусства боя, формировавшегося на протяжении столетий в условиях реальных боевых действий. Каждое пхумсэ имеет свой сценарий, который характеризуется:

– Определенным количеством типов запрограммированных конфликтных ситуаций.

– Определенным количеством воображаемых противников, предполагаемым уровнем их подготовленности и сложностью применяемого ими арсенала боевых действий. Условно предполагается, что воображаемые противники, нападающие на исполнителя пхумсэ, одинакового с ним роста и располагаются точно спереди, сбоку или сзади от него. Поэтому исполнитель, выполняя удары в определенный сектор, как бы наносит его в свое зеркальное отражение.

– Сложностью и последовательностью выполнения реальных и зашифрованных технических приемов, применяемых против действий каждого из воображаемых противников.

– Сложностью тактических и психологических принципов, лежащих в основе применения технических приемов данного пхумсэ.

– Рисунком траектории перемещений в данном пхумсэ (пхумсэсон).

Распределение мощности усилий при выполнении движений в различных пхумсэ базируется на следующих принципах:

1) Самые мощные усилия должны развиваться при выполнении ударов с кихап, т. е. с объединением максимальных физических и психических усилий при выполнении действия. Считается, что при выполнении ударов с кихап должно развиваться сверхмаксимальное усилие, превосходящее максимальное стопроцентное физическое усилие. По сценарию, исполнитель пхумсэ, нанося воображаемому противнику удар с кихап, убивает его.

2) Следующими по мощности развиваемых усилий, после ударов, выполняемых с кихап, являются завершающие удары, выполняемые в конце траекторий пхумсэсон. Эти удары выполняются с максимальным, стопроцентным физическим усилием и концентрацией максимальной физической силы в заключительной фазе ударного действия. По сценарию, выполняющий пхумсэ таким ударом должен поразить своего противника, т. е. привести его в состояние устойчивой длительной потери способности к движению и ориентации на время, пока не закончится бой. Это необходимо, потому что после нанесения удара исполнитель пхумсэ должен для продолжения боя повернуться спиной или боком к данному воображаемому противнику, который поэтому должен быть нейтрализован.

3) При выполнении одиночных ударов или завершающего удара в серии ударов (за исключением ударов, выполнение которых описано в пунктах 1 и 2) необходимо развивать усилие не менее 75–80 % от максимального. Назначением этих ударов является потрясение противника – кратковременная потеря им способности к движению и ориентации, а блоков – его иммобилизация, т. е. потеря способности к активному движению в результате получения сильной травмы ударной конечности. Другими словами, целью этих действий является кратковременное лишение противника боеспособности для последующего тщательного прицеливания и нанесения поражающего удара.

4) При выполнении ударов, предшествующих завершающему удару, в серии ударов, а также защитных блоков обычно развивается усилие не более 50–60 % от максимального. Назначением указанных ударов является ошеломление противника – кратковременная потеря им способности к ориентации, что требует не большой физической силы, а точности и значительной быстроты ударного действия, которая позволит лишить противника способности своевременно среагировать на атаку и создаст возможность для перехода к выполнению завершающего атакующего действия.

 

4. Контроль за темпо-ритмом.

Темпо-ритмический рисунок выполнения каждого пхумсэ уникален. Он зависит от уровня технической и физической подготовленности исполнителя пхумсэ, его психоэмоционального состояния в данный момент, от глубины понимания им общих принципов тхэквондо и знания различных вариантов боевого применения каждого движения данного пхумсэ. Техника выполнения пхумсэ должна базироваться на осмысленном сочетании быстрых и медленных движений, ритмических пауз между ними.

В большинстве пхумсэ подразумевается выполнение определенного количества зашифрованных элементов, которые при выполнении пхумсэ обозначаются паузами. Время регламентированных пауз определяется также мощностью предшествующих усилий, развиваемых при выполнении тех или иных видов ударов и защитных блоков и видом психической мобилизации.

Как правило, самая большая пауза следует после выполнения последнего движения пхумсэ перед возвращением в Чунби соги (позиция готовности к началу боевых действий).

После атакующего действия, выполняемого с кихап следует пауза. Затраты физической и психической энергии при выполнении ударов с кихап максимальные, поэтому времени на срочную физическую реабилитацию и психическую мобилизацию после выполнения такого удара потребуется больше, а, значит, и пауза между ударом с кихап и последующим действием длится дольше, чем после удара без кихап.

После выполнения завершающего атакующего действия без кихап в конце какой-либо из траекторий пхумсэсон или после выполнения защитного блока без последующего удара, который, однако, обязательно подразумевается, следует пауза.

Между мощными ударами, выполняемыми по одному воображаемому противнику, или между выполнением мощного защитного блока и последующего удара следует пауза. Это объясняется тем, что мощные блоки лишают противника устойчивости и даже могут отбросить его на некоторое расстояние, поэтому небольшая пауза служит как бы для оценки изменившейся дистанции до воображаемого противника и выбора цели удара.

Между выполнением «легкого» защитного блока и последующего удара или между ударами, выполняемыми по одному воображаемому противнику в виде заранее спланированной серии, пауза отсутствует, так как удары, целью которых является ошеломление противника, не требуют проявления больших физических усилий.

 

5. Контроль дыхания.

В тхэквондо, как и в других видах боевых искусств, огромное значение придается соблюдению принципов правильного дыхания, считающегося для бойца важнейшим источником жизненной энергии ки. Несомненно, правильное дыхание является главным механизмом сопротивляемости организма утомлению и, как следствие, основой эффективности в бою, то есть от него зависит быстрота реагирования, скорость и сила ударов и блоков, способность вести результативный бой в течение значительных промежутков времени. В тхэквондо используется так называемое «нижнее» диафрагмальное дыхание, то есть в дыхательном акте в основном задействована нижняя половина легких, имеющая больший объем, чем верхняя. В зависимости от боевого взаимодействия используются два метода дыхания: метод «трехчетвертного» дыхания и метод «двухчетвертного» дыхания. Принцип этих методов заключается в том, что боец не выполняет вдох до конца, оставляя в легких резервный запас воздуха, необходимый для бесперебойного обеспечения кислородом напряженной мышечной деятельности. Если интенсивность боевого взаимодействия средняя, то используется метод «трехчетвертного» дыхания, то есть выдыхается только 3/4 объема воздуха, и затем следует вдох. При высокой интенсивности боевого взаимодействия используется метод «двухчетвертного» дыхания – выдыхается только половина объема воздуха.

Каждое пхумсэ имеет свою оригинальную спирограмму, непосредственно связанную с темпо-ритмом и распределением усилий, и основывается на следующих принципах:

1. Любой удар или блок в пхумсэ выполняется на выдох. Как правило, вдох осуществляется через рот и может проводиться резко и непрерывно, например, при ударах с кихап, или постепенно и «порционно», например, при выполнении серии блоков и ударов. При совершении ударов и блоков после выдоха следует кратковременная задержка дыхания, связанная с напряжением мышц в конечной фазе движения, а затем опять продолжается выдох. При выдохе кончик языка прижимается к альвеолам нижних зубов.

2. Вдох всегда осуществляется через нос. Обычно, вдох производится резко и быстро перед выполнением блока или удара, но иногда, при совершении медленных движений в некоторых пхумсэ, вдох выполняется медленно, одновременно с движением. При вдохе кончик языка прижимается к альвеолам верхних зубов.

3. Как правило, все атакующие и защитные действия, выполняемые против одного воображаемого противника, совершаются на один выдох, независимо от их количества, а вдох – перед началом выполнения действий против следующего воображаемого противника. Это связано с тем, что при вдохе мышцы туловища несколько расслабляются, и, если в процессе боевого взаимодействия противник нанесет ответный удар в момент вашего вдоха, то, в случае попадания, эффективность этого удара резко возрастет.

 

Ученические формальные комплексы Taegeug (Тэгук, Тхэгык).

Тэгук дословно переводится как «Великий Предел» и является одной из основных категорий восточной философии, которая тесно связана с концепцией восьми триграмм, символизирующей цикл непрерывных превращений, которые постоянно происходят как с самим человеком, так и с миром, который его окружает. Восемь триграмм представляют собой комбинации трех черт, которые могут быть сплошными или прерывистыми. Каждая триграмма символизирует определенные процессы и состояния. Каждому пумсе из группы Тэгук соответствует определенная триграмма, а пхумсе символизирует те свойства, которая она выражает.

 Восемь триграмм Пумсэ

  • 1 Пумсэ - Тэгук Иль Джян -  8 ГЫП.

    КОН

    Три следующие одна за другой линии означают ясность и активность под небом. Небо дарует нам дождь и солнечный свет, что бы все могло расти и развиваться. Оно несет нам воздух, без которого невозможна жизнь. Пхумсе имеет символ КЕОН, который символизирует небо и солнце и олицетворяет начала Земли, силу неба и источник созидания.

  • 2 Пумсэ - Тэгук И Джян - 7 ГЫП.

    ТХЭСимвол триграммы означает радость и веселье. Человек в радостном расположении духа внутренне непоколебим, при встрече он       одним своим поведением вселяет в людей отвагу, уверенность в своих силах. Такой человек обладает большой внутренней силой, однако не торопится ее быстро расходовать. Он использует свою силу спокойно, уравновешенно, но энергично. Тэгук И Джян символизирует наряду с хладнокровием и непоколебимостью так же и энергичное проявление приобретенной уверенности ученика. Пхумсе имеет символ ТХЭ-хальвэ и означает силу духа.

  • 3 Пумсэ - Тэгук Сам Джян - 6 ГЫП.

ЛИВ результате развития цивилизации человеку удалось укротить огонь. Он светит людям в темноте и прогоняет страх, дает тепло и чувство безопасности. Когда солнце светит в безоблачном небе, в нас пробуждается вера и надежда. Разрушающая же страсть, вырывающегося из бушующего вулкана огня, вселяет в нас страх и ужас. Таким образом, выбранный знак символизирует стремление Тэгук Сам Джян направить страсть на плодотворную стезю. Глубоко скрытый в каждом из нас огонь должен быть подконтролен разуму и воле, служить им, а не бессмысленному разрушению. Пхумсэ имеет символ Ли-хальвэ – это Солнце, огонь, свет. Смысл Ли это свет и природный ум.

ЧИНПумсэ имеет символ Чин – гром и сила. Это значит, что эти действия должны производится, даже если есть какая-то опасность или страх.    Гром нечто возбуждающее, гром и молния нагоняют на человека страх. С другой стороны, гром означает силу, власть. Это упражнение говорит о том, что опасность нужно встречать спокойно, хладнокровно и внутренне копить силы для ее преодоления. Пхумсе выражает спокойствие и мужество перед лицом опасности. 

САНПхумсе имеет символ Сан-хальвэ – ветер, олицетворяет сильный и гибкий ум. Ветер так же мягкость, нежность. Штормы бури и ураганы опасны, мягкие же ветра приносят семена, опыляют растения, разгоняют тучи. Так как штормы бывают редко, то природа ветра преимущественно мягкая и добрая. Однако для ветра характерно не только созидание, но и разрушение. Соответственно природе ветра, приемы Тэгук О Джян спокойны и мощны. Пхумсе очень ритмично и сдержано. Спокойствие и ритмичность нарушаются в некоторых позициях демонстрацией внешней силы, что подчеркивает природу ветра.

  • 6 Пумсэ - Тэгук Юк Джян - 3 ГЫП.

    КАМПхумсе имеет символ КАМ–хальвэ, олицетворяет воду – символ движения и преданности. Движение производится в едином потоке. Без воды мы не можем жить. Вода несет в себе созидающее начало, течет всегда сверху вниз и обходит препятствия, если нет возможности их преодолеть. Однако текущая по поверхности Земли спокойная вода так же опасна, как ливни и водопады. 

КАНПумсе имеет символ КАН-хальвэ, символизирует горы и олицетворяет уединение и спокойствие. Большая спокойная гора означает устойчивость и наивысшую точку достижения. Гора стоит непоколебимо, и человек желает укрепить свою твердость тем, что он идет, если ему нужно и останавливается, если это необходимо. 

КОН

 Пумсе имеет символ КОН-хальвэ, символизирует Землю и олицетворяет силу, твердость и мощь. Тэгук Паль Джян посвящено росту и созреванию.   Земля получает благословение неба и порождает жизнь, следит за плодородием, а так же за воспроизведением и развитием порожденной ею жизни.

 

«Тхэквондо в Смоленской области» © 2008 г.
Разработка «Наш город»